12 лет работы
4650 выигранных дел
Вернули более 700 млн ₽

Реорганизация юридического лица

Все руководителей компаний хотят, чтобы их «детище» процветало и развивалось по поставленному стратегическому плану. Но не всегда проходит все гладко и иногда приходится принимать конструктивные решения, например, поменять внутреннюю структуру своей компании или компаний, иначе — реорганизовать юридическое лицо

Причины реорганизации

Реорганизовать свою фирму руководитель может, если вместе с другими учредителями на это решиться, с учетом всех рисков для предприятия. Если среди других заинтересованных лиц в предприятии присутствует спор, то изменения возможно сделать только на основании решения суда.

Процесс выбирают ради того, чтобы сократить или ограничить затраты, понесенные компанией. Если не принять меры вовремя, есть вероятность, что компания не выживет в будущем. Поэтому чтобы не разорить компанию, многие прибегают к реорганизации.

Причины реорганизации следующие:

  1. Необходимо предотвратить или компенсировать убытки отдела продаж.
  2. На основании отчета от работы отделов (сбыта, продаж) руководство приходит к мнению, что дальше работать в рамках существующего порядка нельзя.
  3. Необходимо внедрить новые технологические разработки в производство, что возможно только если видоизменить юридическое лицо. Например, стать не ООО, а ОАО.
  4. Снизить операционные расходы и повысить эффективность хозяйственной деятельности, оптимизировать структуру собственности.
  5. Налоговые причины.
  6. Предотвратить банкротство предприятия.

Последний вариант более распространен.

Неважно, какие причины подтолкнули к реорганизации, у руководителя, учредителей должен быть план, как это сделать с наименьшими потерями, иначе продумать каждый шаг, чтобы успешно завершить процесс изменения. 

Виды реорганизации юридических лиц

Выбирая тот или иной способ реорганизации юридического лица, руководитель вместе с другими учредителями должны учитывать права, обязанности как свои, так и других лиц, которые имеют непосредственное отношение к предприятию. Необходимо предугадать: будут ли изменения положительными, иметь долгосрочный характер и не нарушать права и интересы других людей, например, работников общества. 

Собственники бизнеса решают, что будет полезно для предприятия, после чего выбирают тот или иной вид реорганизации.

  1. Два или более общества прекращают деятельность и решают объединиться, иначе слиться. Одна компания поглощает другую, при этом права и обязанности прежней переходит новому юрлицу.

    Например, производитель парфюмерии прекращает производить парфюмерию, все производство, включая технологии и сотрудников переводит на завод косметики другого юрлица. Теперь второе общество производит и парфюмерию.

  2. Присоединение, как реорганизация юридического лица. Два или более общества решили соединиться, при этом к действующей компании присоединяется другое общество. Все права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят к присоединившимся его компании.
  3. Например, предприятия, которые производят косметику и парфюмерию, решили присоединиться к обществу по производству расчесок. Компания «расческа» ликвидирует юр лицо, создается новое общество, где права и обязанности будут разделены между третями руководителями, включая владельца «расчески».

  4. Три владельца производства решают разделить предприятие. При этом подходе все имущество делится между тремя владельцами бизнеса. Разделить общество они могут частично или полностью, в зависимости от того, как они решили разделить имущество компании. Если частично, то часть имущества одного собственника предприятия, которая будет действовать, будет выделена и передана другому создаваемому или уже существующему юридическому лицу. Таким образом, имущество уменьшается пропорционально той части, которая отходит в результате раздела. Если руководители хотят разделить предприятие полностью, то имущество они должны поделить между двумя или более юридическими лицами, которые только создаются этим способом или уже существуют. После изменений юр лица несут определенные обязанности. Собственникам придется отвечать за обязательства разделенного юридического лица, в соответствии с приобретенными в результате разделения прав.
  5. Собственники решили сменить организационно-правовую форму через внесения изменений в устав предприятии. Например, общество с ограниченной ответственностью становится акционерным обществом. Когда другое юридическое лицо создается вместо другого юридического лица, которое прекратило свое существование, речь идет о преобразовании, как форме изменений. Эти два процесса происходят одновременно. В этой ситуации все права и обязанности прекратившей деятельность компании переходят к имуществу другой организации, созданной одновременно, за исключениями, предусмотренными законом. В отношении недвижимого имущества, являющегося предметом передачи, право собственности и иные вещные права приобретаются только путем регистрации на основании акта реорганизации или свидетельством о регистрации вновь созданного юридического лица.

    Смена организационно-правовой формы – форма преобразования, при которой юридическое лицо не прекращает свое существование или его активы не переходят к правопреемнику, а изменяются только его внутренние правовые условия и правовое положение его участников..

Изменить у предприятия (ий) правовую форму — сложно. Законом предусмотрено, что реорганизация влечет последствия в отношении третьих лиц только после даты государственной регистрации новых фирм, за исключением изменения в форме присоединения, которая вступает в силу с момента регистрации изменений в уставе присоединяющего юридического лица. Обязательное условие, чтобы сделать реорганизацию — уведомить об этом налоговую инспекцию.

Обратите внимание, что реорганизовать общество, это не всегда значит ликвидировать. Эта два разных понятия. Чтобы не путаться, нужно понимать под реорганизацией изменения правовой формы юрлица, при этом оно может продолжать работать еще ни одно десятилетие.

Порядок реорганизации юридического лица

Чтобы изменить правовую форму любой организации, необходимо пройти несколько этапов.

Этапы реорганизации:

  1. Учредители принимают решение об изменении составляющей организации.
  2. Регистрация процедуры в ЕГРЮЛ и уведомление налоговой о принятом решении. В результате этого шага в Государственном реестре юридических лиц происходит упоминание..
  3. Размещение сообщения о процедуре в течение трех дней со дня принятия решения в «Официальном вестнике» и на безвозмездной основе на официальном сайте органа государственной регистрации с письменным информированием всех известных кредиторов о реорганизации.
  4. Проведение инвентаризации, составление учредительных документов создаваемого юридического лица/лиц, передаточного акта или баланса, в зависимости от обстоятельств, заключение договора общества (принятие решения о создании общества), подписка учредителей на размещение акций, проведение учредительного собрания и т.п.;
  5. Подача в налоговую всех подготовленных документов и ожидание от нее соответствующего решения.

Срок подачи документов для регистрации изменений в налоговую составляет три месяца. Согласно закону о государственной регистрации юридических лиц, по истечении одного месяца со дня опубликования в официальном вестнике сообщения о том, что фирма, подлежащая изменению или созданная вновь, подготавливает следующие документы:

  • заявление о регистрации реорганизации по образцу, утвержденному НК РФ;
  • проект договора о выбранном способе изменения;
  • решение о необходимости изменений, принятое каждым, участвующего в изменениях;
  • устав организации, участвующей в процедуре;
  • учредительные документы вновь созданного юридического лица;
  • документ, подтверждающий принятие кредиторами предложенных гарантий или подтверждающий уплату долгов;
  • документ с результатами о проведенной инвентаризации.

Иногда для налоговой будет достаточно подготовить устав организации и заявление о государственной регистрации по утвержденной законом форме.

Важно отметить, что до подачи документов в налоговую юридическое лицо, которое в результате изменений прекращает существование, обязано закрыть банковский счет и уничтожить печать, если она имеется.

Как разделить компанию между учредителями

Выбрать такую форму реорганизации юридического лица, как разделение — это наиболее выгодный вариант для тех компаний, которым необходимо создать отдельное юридическое лицо с прекращением деятельности первого.

К принятию соответствующего решения и выбора этого способа изменения компании подходят тогда, когда существование и последующая деятельность компании в рамках одной фирмы убыточно. Часто такое возникает при возникновении спорных вопросов о перераспределении доли дохода между акционерами или учредителями общества.

В этом случае процедура разделения проходит длительные судебные тяжбы. В некоторых ситуациях делить компанию, ради ее спасения и последующего развития.

Обязательства и права в рамках изменения переходят к одному из юридических лиц, возникшему в момент разделения или слияния. В свою очередь, второе лицо вправе не принимать на себя обязательства разделяемого общества. Следует отметить, что процедура разделения компании не лишает его полномочий.

Изменения общества в форме разделения довольно часто применяет, если необходимо продать часть фирмы.

Для того, чтобы зарегистрировать процедуру юрлица в виде его разделения, потребуется собрать пакет бумаг:

  • устав;
  • налоговые документы;
  • протокол общего собрания акционеров и учредителей;
  • документ, подтверждающий присвоение кодов;
  • страховое свидетельство из ФСС;
  • уведомление страхователя из ПФ;
  • уведомление страхователя из ФМС;
  • баланс компании;
  • документ, который подтвердит факт уведомления кредиторов о намерении разделить юридическое лицо;
  • иной перечень документации, которая дополнительно требуется при изменении компании в форме ее разделения.

Полный перечень документации, которую необходимо предоставить при создании новых организаций:

  • полные и сокращенные наименования создаваемых компаний;
  • размер уставного капитала компаний;
  • состав и данные учредителей;
  • удостоверение руководителей вновь создаваемых компаний;
  • основная цель и вид деятельности;
  • местонахождение организаций;
  • система налогообложения.

Процедура:

  1. Провести собрание всех учредителей фирмы, на котором необходимо решить вопрос об особенностях и условиях разделения, организации новых компаний и порядке раздела акций вновь образованных компаний.
  2. Принять решение об утверждении уставов компании.
  3. Уведомить налоговую и зарегистрировать новую организацию.

Реорганизация предприятия – достаточно сложная процедура, с которой связано множество особенностей. Для обеспечения интересов всех участников этого процесса, а также для соблюдения норм и требований действующей законодательной базы необходимо учитывать некоторые особенности.

С точки зрения закона, в процессе разделения все имущественные права и обязанности по предприятию переходят в собственность каждого хозяйствующего субъекта. Этот процесс осуществляется в соответствующих пропорциях, а образцы документации передаются каждому субъекту отдельно.

Что делать с работниками

Собственники бизнеса прибегают к любому из способов реорганизации с одной целью — увеличить прибыльность общества. Для этого меняется внутренняя структура предприятия, ликвидируется убыточная компания, создается новая деятельность, сокращается или изменяется команда работников.

Такие изменения не всегда означают для сотрудников, что их положение только ухудшится или вовсе им потребуется уволиться. Да, в некоторых случаях, в зависимости от выбранной формы изменений, некоторым специалистам потребуется искать новое место работы, перейти на нижеоплачиваемую должность. Перед владельцами фирм встает вопрос — сколько работников коснется грядущие изменения. Ведь часто последствия реорганизации общества — сокращение рабочих мест. Поэтому руководителям следует составить план, где будет отображены все кадровые изменения.

Если есть необходимость уволить сотрудника, руководитель должен помнить, что при заключенном трудовым договором без срока окончания уволить работника можно только при наличии веских оснований. При сокращении работодатель обязан предоставить работнику новое место работы, новую должность, если новое общество не нуждаются более в его услугах.

При изменении ответственное лицо должно создать новую организационную структуру, в которую перейдет старый коллектив и составить список для подбора новых кадров, если этого требует процесс производства и всей деятельности новой компании.

Кроме составления списка новых кадров, работодатель должен составить перечень увольняемых сотрудников, ориентируясь на то, нужна ли данная должность предприятию. Следует помнить, что причинами расторжения трудового договора в результате реорганизации являются причины, не связанные с работником.

Положения также требуют соблюдения требований по уведомлению и согласованию намерения работодателя с профсоюзами (если они функционируют на предприятии).

Если работодатель хочет произвести быстрое сокращение рабочих мест, стоит помнить об обязательном предоставлении пособия в течение нескольких месяцев, иначе бывшие сотрудники вправе обратиться за защитой в трудовую инспекцию и в суд с требованием, чтобы признать расторжение договора недействительным.

Налоговое обязательство

Владельцам, принявшим решение изменить правовую форму, не стоит забыть про обязательство перед налоговой службой. Не имеет значения, какую форму выбрали руководители, часть прав и обязанностей реорганизованного юридического лица переходит к каждому из юридических лиц, участвующих в процедуре (существующих или возникающих). Налоговые обязательства лица, прошедшего процедуру, переходят к тому, кто принял новое юридическое лицо, в частности, все права и обязанности. 

При наличии нескольких лиц, принявшие на себя права владением предприятия, каждый из них несет ответственность в пределах прав и обязанностей, перешедших к нему в результате изменения, за погашение налогового обязательства реорганизованного лица.

Таким образом, вновь образовавшееся юридическое лицо несет ответственность за погашение полученных им обязательств по данным бухгалтерского баланса.

Если не установлены обязательства и права юридических лиц при реорганизации для передачи правопреемнику, обязанность по исчислению и уплате налога остается за юрлицом, прошедшим процедуру.

При этом постановка на учет вновь образованного юридического лица осуществляется в соответствии со статьей НК, которая предусматривает обязательную постановку на учет при изменении стоимости импортируемых товаров и/или услуг, не освобожденных от НДС.

наверх