Оспаривание ненормативных правовых актов органов власти и должностных лиц

Оспаривание ненормативных правовых актов органов власти и должностных лиц

Оспаривание ненормативного правового акта — процедура весьма специфичная и многим непонятная. При этом реализация поставленной задачи сходна с обычным судопроизводством. Соответствующая операция служит своеобразным правомочием гражданина. Воспользоваться им способен тот, кто хочет встать на защиту собственных интересов и прав. А также следует помнить — обжалование действий госорганов или муниципалитетов находится под регулированием гражданского законодательства РФ.  

Виды актов, которые могут быть оспорены

Далеко не все акты госорганов могут подлежать обжалованию. Конституция РФ (статья 46) и ГПК РФ (глава 25) указывают на то, что за инициированием процедуры могут обратиться граждане и различные организации. При этом «пересмотру» подлежат документы, которые, по мнению населения:
  • нарушают права и интересы, закрепленные законодательством;
  • создают препятствия для реализации предоставляемых государством полномочий и свобод;
  • незаконно возлагают на население различные обязанности;
  • повлекли незаконное привлечение к той или иной ответственности.
При этом важно принять во внимание — решения выносятся как в письменном, так и в устном виде. К примеру, если военному объявили дисциплинарное взыскание. В случае с письменной интерпретацией соблюдается установленная законодательством форма представления. Все акты, издаваемые властями, разделяют на нормативные и ненормативные. Первые выпускаются в установленном законом порядке, рассчитаны на обязательное применение неопределенным кругом населения. Рассчитан на помощь при регулировании отношений общественного типа. Вторые представлены специальными документами, который устанавливают или изменяют юридическое положение конкретного человека или компании. Закон допускает оспаривание ненормативных правовых актов органов власти, которые носят публичный характер.  

Порядок оспаривания ненормативных правовых актов

Порядок действий для реализации поставленной задачи зависит от того, о каком именно акте идет речь. Для постановлений и решений административного характера следует руководствоваться КоАП РФ (статья 30). Обжалование осуществляется через вышестоящие органы или районные суды по месту проведения первоначальных прений. При подаче жалоб госпошлина не уплачивается. Именно такой вариант встречается на практике чаще всего. В некоторых случаях руководствоваться необходимо АПКР РФ (параграф 2 главы 25). Например, если дела связаны с предпринимательством или любой другой экономической деятельностью. Обращения принимаются арбитражными судебными инстанциями. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов вызывают у населения немало вопросов. Для инициации соответствующей операции требуется придерживаться определенного алгоритма действий. А именно:
  1. Выяснить, в какой уполномоченный орган обращаться для начала процедуры.
  2. Подготовить пакет документов для конкретного дела. Он зависит от ситуации.
  3. Составить заявление установленного образца. Неграмотно составленная документация приведет к отказу в рассмотрении дела.
  4. Обратиться в выбранную заранее службу с «ходатайством».
  5. Дождаться результатов заседания.
На практике рассматриваемая операция является действительно сложной. Ее трудно инициировать, а доказать правильность собственной точки зрения — и подавно. Зачастую без помощи грамотного юриста не обойтись. Судебная практика демонстрирует следующую картину: заявители редко грамотно составляют заявления на оспаривание. Из-за этого им отказывают в начале процедуры. Во время судебных прений трудности возникают не только из-за специфики ситуации. Приходится тратить много времени на проверку действующего законодательства и предоставленных для ознакомления «истцом» материалов. Кроме того, ситуация осложняется, если приходится доказывать свою правоту значимым высокопоставленным лицам. Судьи не слишком охотно рассматривают дела, в которые вовлечены лица с публичными полномочиями. С ними реализация поставленной задачи без грамотного адвоката или юриста почти всегда оборачивается провалом.  

Сроки оспаривания

Сроки оспаривания ненормативного правового акта несколько отличаются от подачи жалоб на различные постановления и судебные решения. На инициирование процесса отводится 3 месяца. Отсчет времени осуществляется с момента, когда потенциальный заявитель узнал о нарушении своих прав и интересов соответствующим документом. В некоторых случаях даже пропуск отведенного периода не является основанием для отказа в инициировании. Суд имеет право восстановить срок, если причина не обращения в установленные законом сроки признается уважительной. К подобным основаниям относят:
  • стихийные бедствия;
  • чрезвычайные происшествия;
  • серьезная болезнь у близких и родных потенциального заявителя, в связи с которой он не мог отлучиться;
  • тяжелые заболевания у того, чьи права нарушены.
Иногда суд может продлить срок давности обращений до полугода. Это делается на усмотрение уполномоченного органа. Судья должен подать мотивированное заявление установленного образца. Некоторые случаи имеют собственный срок давности. Например, обжалования решений Банка России, связанные с уменьшением размеров уставных капиталов кредитных компаний, осуществляются в период до 30 суток. Если же требуется исключить из ЕГРЮЛ недействующее юрлицо, на инициирование отводится год. Решения приставов и их действия подлежат пересмотру в течение 10 суток.  

Основания признания правовых актов недействительными

Основания признания правовых актов недействительными строго ограничены. Они имеют всего несколько пунктов. Включают в себя следующие моменты:
  • нарушена процедура принятия документации;
  • соответствующая «бумага» опубликована с нарушениями установленного порядка;
  • выявлено противоречие с другим, более значимым актом;
  • осуществлено нарушение пересматриваемым на компетенциях иных государственных органов и служб власти;
  • не удается однозначно трактовать содержание.
Последний пункт заслуживает более детального рассмотрения. Он является одним из самых сложных и нетривиальных. Приходится активировать интеллектуальную деятельность, которая будет направлена на выявление смыслов приложений соответствующего документа. В процессе должны применяться всевозможные методы толкования. Конституционный Суд России неоднократно подчеркивает – издаваемые нормативные документы должны соответствовать установленным требованиям. То же самое говорит и Европейский Суд по правам людей. Признание правовых актов недействительными возможно полностью или частично. Об этом гласит Постановление Пленума №50 от 25 декабря 2018 года. В ходе проверок соответствующие службы определяют, насколько рассматриваемая документация грамотно и законно составлена. Во время реализации поставленной задачи выносится решение о признании неактуальной всей «бумаги» или какой-либо части. Ясность содержания также обуславливается противодействием коррупции. В России неоднозначное толкование действующих законов и иных важных данных — это коррупциогенные факторы. Ведь за взятку или по договоренности уполномоченное высокопоставленное лицо способно толковать текст так, как ему выгодно. Кроме того, неоднозначность — поле для превышения должностных полномочий с целью вымогания денег у населения.  

Образец заявления

Заявление об оспаривании ненормативного правового акта составить сложнее, чем обычный иск. Действующие законы страны выдвигают определенные требования к исполнению и содержанию соответствующей бумаги. Наличие неточностей и нарушений при ее написании становится поводом для отказа в инициировании всей процедуры. Заявителем может быть определенный круг лиц. К ним принято относить предпринимателей, представителей органов госвласти, а также местного самоуправления. С «жалобой» имеет право обратиться прокурор или уполномоченные при Президенте по правам предпринимателей. Составляется «ходатайство» преимущественно письменно. Имеет «стандартную» структуру заявлений и исков. Состоит из следующих частей:
  • шапки;
  • наименования;
  • основной части;
  • заключения;
  • перечня прилагаемых документов и доказательств;
  • даты обращения;
  • подписи заявителя с расшифровкой.
Особое внимание требуется уделить основной части. Это – основополагающая, которая оказывает влияние на ход всего дела. Здесь пишут обстоятельства, при которых было выявлено нарушение. Обязательно прописываются ссылки на иные, более значимые и крупные акты и нормы закона, которые нарушаются. Если есть какие-нибудь материальные доказательства точки зрения, их указывают, а также прикладывают к «ходатайству». Рекомендуется обратиться к юристу или адвокату, чтобы максимально грамотно составить обращение.  

Особенности разбирательств в суде

Порядок оспаривания ненормативных правовых актов специфичен из-за рассмотренных ранее особенностей. В остальном принцип действий понятен и ясен. Судья может принимать решения по формальным признакам или на соответствие иным правовым актам. При этом важно учитывать доводы заявителя, прописанные в «ходатайстве». Исключение — когда заявитель четко прописал законы, права и свободы, которые нарушены. Ответчик обязан доказывать, что все установленные принципы составления, принятия и опубликования документации. Оспаривание ненормативных правовых актов должностных лиц невозможно, если удастся подтвердить, что соответствующая «бумага» не нарушает ничьих прав и свобод, а также иных законов страны.